ММЗ в годы войны: от вагонов к танкам

SU-76__20200218-070446_1

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Она повлияла и на Мытищинский машиностроительный завод. До войны он был чисто гражданским: выпускал трамваи, поезда метро, электрички. Но война внесла свои коррективы.
Почти сразу после ее начала завод получил номер 592 и занялся ремонтом танков, самоходок, а также выпуском корпусов гранат, авиабомб, литьем опорных плит для минометов и постройкой зенитных бронепоездов.
В октябре-ноябре 1941 года большая часть рабочих и оборудования была эвакуирована. В итоге к февралю 1942 года на заводе осталось около 2000 рабочих и 278 станков, из которых 107 требовали капитального ремонта. В таких тяжелых условиях была создана первая бронетанковая продукция завода – самоходная артиллерийская установка СГ-122 (А).
Работа над самоходкой началась примерно в апреле 1942 года под руководством А. Каштанова. В качестве базы было взято немецкое самоходное орудие StuG III. Боевая рубка была наращена вверх, что позволило установить 122-миллиметровую гаубицу М-30 образца 1938 года. Гаубица устанавливалась на место немецкого орудия StuK 37. Изготовленная самоходка получила название «Штурмовая самоходная гаубица СГ-122 (Артштурм)» или сокращенно СГ-122(А).
Производство было мелкосерийным. С ноября 1942 г. по январь 1943 г. выпустили 21 машину. Затем появилась полностью отечественная СУ-122, и надобность в советско-немецком «кентавре» отпала.
Примерно в конце 1942-го или начале 1943 года Мытищинский завод № 592 получил новый номер 40, а конструкторское бюро стало называться КБ-40. Заводу предстояло наладить серийный выпуск новой разработки ГАЗа – легкого танка Т-80. Разработан он был еще в 1942 году, к декабрю ГАЗом было выпущено четыре опытных образца, после чего решено было передать производство в Мытищи.
С Горьковского автозавода в Мытищи были направлены специалисты во главе с Н.А. Астровым. Серийное производство наладили в феврале 1943 года. Танк был вооружен пушкой 45 мм и 7,62-миллиметровым пулеметом ДТ. Максимальная скорость 42 км/ч. Производство шло со скрипом и продлилось до 1 сентября того же года. Всего с февраля по сентябрь 1943 года на заводе №40 выпустили 66 танков Т-80, причем 11 штук были сданы дважды. Отсюда путаница с количеством: в некоторых источниках значится цифра 77 штук. Всего вместе с четырьмя горьковскими прототипами выпущено 70 штук Т-80. Поступали эти танки в разные учебные заведения, и лишь с 1944 года некоторым из них довелось поучаствовать в боях. На 1946 год сохранилось около двух десятков таких машин. До наших дней дожила одна. Она находится в бронетанковом музее в Кубинке.
Следующей продукцией 40-го завода стала легендарная самоходная артиллерийская установка СУ-76М. Она ведет родословную от СУ-76, созданной еще в 1942 году в Кирове, на заводе № 38. Мытищинскому заводу досталось выпускать модернизированную модель. Шасси взято от легкого танка Т-70М. Вооружение – пушка ЗИС-3 калибра 76,2 мм. Двигатель ГАЗ-203 разгонял самоходку до 45 км/ч. Задняя часть корпуса была открытой и закрывалась брезентовым верхом. Изначально на СУ-76 корпус был полностью закрытым, но с целью облегчения модель М сделали полуоткрытой.
Самоходки СУ-76 и СУ-76М выпускались на трех заводах: кировском № 38, ГАЗе и мытищинском № 40. Из них в Мытищах с 1943 по 1945 год выпустили 2462 штуки.
Всего же на трех заводах выпущено 11934 штуки СУ-76М и 579 СУ-76. Из таблицы видно производство по годам.
Участвовали СУ-76М и в войне с Японией. Однако на дальневосточном фронте именно мытищинские самоходки и подкачали, в отличие от кировских и горьковских. По итогам боевой деятельности войск 1-го Дальневосточного фронта надежность и эксплуатационные характеристики машин оценивались, как хорошие (за исключением САУ мытищинского завода № 40). Тем не менее, все САУ отличались всеядностью: в них лили трофейное японское топливо, включая и авиационный бензин. На последнем САУ работали с перегревом, в то время как американская техника при подобном обращении начисто отказывала.
Уже в феврале 1945 года на заводе № 40 наладили мелкосерийный выпуск зенитной самоходки ЗСУ-37 на базе СУ-76М. Они были вооружены вращающейся 37-миллиметровой пушкой образца 1939 года. За время войны завод успел выпустить 12 машин: по четыре в феврале, марте и апреле. Всего с 1945 по 1948 год их было выпущено 75 штук.
После войны СУ-76М оставались в строю еще долго. При капитальных ремонтах на них ставился новый двигатель от грузовика ГАЗ-51. Они принимали участие в Корейской войне 1950-1953 годов. Массовое их списание пришлось на середину 60-х, а в некоторых странах они прослужили до середины 70-х.
Мытищинский завод № 40 проносил этот номер до 1948 года, после чего снова стал ММЗ. Конструкторское бюро продолжало иметь номер 40 и позже. Одним из главных конструкторов предприятия по направлению бронетехники был Николай Александрович Астров, который проработал в КБ-40 до 1986 года. За эти годы он создал немало новых машин, но это уже другая история.
Сергей Боршков
Фотография СГ-122(А), документы из ЦАМО и прочие материалы предоставлены Владимиром Фроловым.

0
Сороковые – роковые
Последнее письмо Сони

Обратная связь