Индустриализация в лицах: мытищинский вагоностроительный и его основатели

41-21

Мытищи – город машиностроителей: этот факт даже был закреплён в геральдических символах на гербе города советских времён. Одним из главных его элементов являлась шестерня, которая в советской эмблематике олицетворяла индустриализацию и технический прогресс. Индустриализация как раз и была тем фактором, который превратил разрозненные сёла и деревни рядом с железнодорожной станцией в город, ставший сегодня одним из крупнейших промышленных и культурных центров Подмосковья. И начался этот процесс 125 лет назад, когда в Мытищах стал работать завод по производству вагонов для Северной железной дороги – ныне это прославленное и процветающее предприятие АО «Метровагонмаш», входящее в состав «Трансмашхолдинга».

Звёзды сошлись

Почему именно Мытищи были выбраны в качестве площадки для строительства вагоностроительного завода, и кто стоял за этим проектом?Промышленник и меценат Савва Мамонтов, блестящий инженер и гениальный менеджер Александр Бари, железнодорожник и коллекционер произведений отечественного искусства Константин Арцыбушев.

Звёзды сошлись: надо отметить малозначительный на первый взгляд факт, который сыграл важную роль при выборе места для будущего завода. Директор правления Общества Московско-Ярославской железной дороги Савва Мамонтов состоял в родстве с инженером-путейцем Константином Арцыбушевым, супруга которого, Мария Ивановна, владела чрезвычайно удобно расположенным земельным участком «при деревне Шараповой». С его освоения и началась история градообразующего предприятия, превратившего Мытищи в город машиностроителей.

В 1895 году трое предпринимателей представили в министерство финансов Российской империи проект под названием «Московское акционерное общество вагоностроительного завода». В январе 1896 года Комитет министров разрешил «учреждение означенной Компании», а её Устав, как тогда было принято, утвердил император Николай II. Предприятие открылось в 1897 году, по своему техническому оснащению завод предназначался для постройки подвижного железнодорожного состава и изготовления запасных частей.

Савва великолепный

Савва Иванович Мамонтов – представитель купеческой династии, его отец, Иван Фёдорович, был строителем первой «образцово-показательной паровозной» Московско-Ярославской железной дороги. После смерти отца во главе семейного предприятия встал сын Савва – энергичный, талантливый и фантастически удачливый в делах. Он остался в истории не только как успешный бизнесмен, строитель железных дорог, вокзалов и заводов, но и в первую очередь как яркий представитель культуры Серебряного века, покровитель искусств.

Его называли «Савва великолепный», по аналогии с Лоренцо Великолепным, флорентийским меценатом эпохи Возрождения. Он с детства увлекался театром, чего строгий родитель не одобрял. Но, отдав дань семейным традициям и став одним из богатейших купцов России, Мамонтов смог осуществить свою мечту: после отмены государственной монополии он открыл первую Московскую частную русскую оперу.

Сохранились фотографии Саввы Мамонтова, но портрет, написанный гением, даёт гораздо более яркое представление о человеке, чем обычное фото. Основателя Мытищинского вагоностроительного завода запечатлели на холстах чуть ли не все знаменитые художники той эпохи, входившие в Абрамцевский кружок, – Репин, Врубель, Серов. На портрете работы Валентина Серова мы видим великого предпринимателя и мецената в расцвете сил, на взлёте карьеры (1887 год).

Русский американец

В истории Мытищинского вагоностроительного завода Александр Бари отмечен как «гражданин Североамериканских штатов, временный Московской 1 гильдии купец». При этом родился выдающийся инженер, предприниматель и общественный деятель в Санкт-Петербурге. Учился в Швейцарии, успел поработать инженером в США, но главные инновационные проекты реализовал в России. Бари стал создателем технологической фирмы, ставшей самым успешным инжиниринговым предприятием Российской империи.

Многие зарубежные исследователи, оценивая его инженерный талант и деловую хватку предпринимателя, ставят Александра Бари в один ряд с Генри Фордом и Томасом Эдисоном. По его чертежам был построен в России первый наливной пароход. Первый паровоз с нефтяным отоплением был пущен на рельсы тем же Бари.

Контора инженера Бари принимала участие в реконструкции Мытищинского водопровода в 1887–1888 годах и в строительстве Мытищинского вагоностроительного завода.

В те времена марка «Строительная контора Бари» была равноценна знаку качества. В проект мытищинского завода Бари вложил опыт, полученный при строительстве других предприятий на территории России, а также передовые идеи по организации труда и быта рабочих. В Мытищах они были реализованы частично.

Гражданин новой России

Инженер-путеец, курский дворянин Константин Арцыбушев был страстным коллекционером живописи. Основу его коллекции составляли произведения Врубеля, Коровина, Серова. Арцыбушев занимался предпринимательской деятельностью, внёс вклад в индустриализацию страны и поддерживал русское изобразительное искусство, покупая для коллекции работы современников.

На портрете Арцыбушева работы гениального Врубеля – русский интеллигент, гражданин новой России, страны, в которой ум, талант и сила духа начинают цениться выше благородного происхождения. Портрет хранится в Государственной Третьяковской галерее. 

0
Мытищинские улицы память хранят
Улица Бояринова

Обратная связь