Железнодорожный вокзал – ворота города
Есть у нас в Мытищах здание, которое с полным правом можно назвать памятником архитектуры. Правда, на его фасаде таблички с таким текстом вы не увидите. Построено оно было известным архитектором в связи с одним историческим событием, которое, правда, в наше время уже основательно подзабыто. Тем интереснее полистать страницы истории.
Итак, все без исключения мытищинцы и большинство гостей нашего города знают здание железнодорожного вокзала, стоящее в самом начале улицы имени Василия Колонцова. А знаете ли вы, уважаемые читатели, что вокзал в Мытищах был построен в 1896 году и возведен к церемонии коронации в Московском кремле последнего императора Всероссийского Николая II? Да, но где кремль, а где Мытищи – вполне резонно спросит любознательный читатель. В этом и заключается, своего рода, загадка.
Все дело в том, что после церемонии коронации августейший император с семьей и приближенными по сложившейся многовековой традиции отправлялся в Троице-Сергиеву лавру поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского и тем самым получить благословение на дальнейшее царствование. Раньше такие паломнические походы совершались пешим ходом, но после того, как в 1862 году была проложена железная дорога до Сергиева Посада, императоры путешествовали в Троицкий монастырь, что называется, на колесах и с полным комфортом.
Поскольку дорога проходила через Мытищи, не ровен час (как думали придворные) пожелает Его Величество сделать здесь остановку для осмотра местных источников. Родники эти питают своей водой Первопрестольную столицу, и вода эта даже проведена в самое сердце государства – Московский кремль. И вот тут-то и выяснилось, что в Мытищах платформа имеется, а приличного вокзала на этой платформе нет.
Непорядок, конечно, ведь на дворе конец XIX века, а в Мытищах, где к тому же строится крупнейший вагоностроительный завод, нет здания железнодорожного вокзала. В таком казенном домике удобно спрятаться от непогоды, купить билетик туда-обратно и даже культурно опрокинуть чашечку чая, ожидая подхода своего поезда. А посему, как только чиновники стали думать о коронации нового императора в Москве, в Мытищах строители стали готовить площадку под вокзальное здание. Было это, как показывают архивные документы, в 1895 году, то есть 125 лет тому назад. Архитектором назначили Льва Николаевича Кекушева.
А знаете ли вы, чем был известен Кекушев? Все его работы перечислять, конечно же, нет смысла. Скажем лишь, что строил Кекушев в основном особняки для богатых заказчиков, как правило, в самом центре Москвы – на Пятницкой и Поварской, на Остоженке и Арбате. Но не только особняки. Одно из самых известных его творений – Ново-Никольские торговые ряды близ Красной площади. Сегодня бы Кекушева назвали «модным архитектором». Так его действительно и называли современники. И вот этого востребованного зодчего зовут в Мытищи, чтобы он спроектировал здание железнодорожного вокзала. Кстати, интересное и во многом знаменательное совпадение: родился будущий архитектор в 1862 году, то есть в тот самый год, когда через Мытищинскую волость была проложена железная дорога на Троицу. По терминологии того времени, «чугунка». Но, это так, к слову.
Поскольку Кекушев был завзятым модернистом, то и вокзал в Мытищах также выдержан в этом модном в те годы стиле. Правда, парные колонны на фасадах отсылают нас к классицизму. Но в целом это не меняет общего стилистического впечатления от пропорций стиля модерн. Внутри здания все было в духе времени. Зал ожидания для пассажиров 1-го класса отделялся коридором от зала для пассажиров других, более низких классов. Модерн – модерном, но сословные предрассудки все еще давали о себе знать. Отдельный зал был отведен для телеграфного сообщения. Возможно, сюда в октябре 1917 года из Петрограда и пришла та самая историческая телеграмма за подписью Ульянова-Ленина о свершившейся пролетарской революции.
Построенный в Мытищах вокзал стал своеобразной архитектурной доминантой главной улицы, получившей в те годы свое законное название – Вокзальная. Это уже в начале 20-х годов она будет переименована в улицу Колонцова. Тогда же, в первые революционные годы, у восточного фасада здания поставят и первый в Мытищах памятник Владимиру Ильичу Ленину. Всего на этом месте будет последовательно сооружено три памятника вождю мирового пролетариата. Сегодня мы можем видеть третий по счету монумент.
Ну, а само вокзальное здание за век с четвертинкой своего существования претерпевало различные изменения. Например, мытищинцы помнят разную окраску его стен – серую, голубую, розовую. Ныне оно выкрашено в белый цвет, такой, какой первоначально и задумал архитектор. Но самое главное изменение – пристройка к западному фасаду здания грандиозного сооружения – конкорса. Это одновременно и переход над железнодорожными путями, и громадный административный корпус с непременными в таких местах торговыми точками.
Так что подъезжающие сегодня к Мытищам пассажиры, увы, не смогут оценить всю былую красоту исторического и архитектурного памятника таким, каким его задумал и осуществил Лев Николаевич Кекушев. Остается только смотреть старые фотографии с вокзалом, который видел из окна своего вагон-салона и император Николай II, проезжая через станцию Мытищи 22 мая 1896 года из Москвы в Сергиев Посад.
И в самом конце своего короткого рассказа загадаю загадку. Известно, что практически на всех спроектированных им зданиях архитектор Кекушев ставил своеобразную авторскую подпись в виде статуи или барельефа льва (по имени собственному!). Барельеф льва Лев Кекушев обычно располагал в замке свода окна или над дверным проемом. Так что не поленитесь и попробуйте отыскать такой автограф на фасаде или в интерьере здания вокзала в Мытищах. Уверен, что разгадка этого ребуса поможет вам лучше познакомиться с архитектурным памятником, о котором я вам рассказал.