О некоторых памятниках архитектуры в Мытищах

1

Продолжение. Начало читайте здесь: https://nedelya-v-okruge.ru/kraevedenie/mytishchi-xx-vek/o-nekotorykh-pamyatnikakh-arkhitektury-v-mytishchakh.html



Декоративный убор дома на 1-й Рабочей улице так же великолепен. Здесь кружевная резьба украшает карнизы и фронтоны здания, но наиболее замечателен уникальный ажурный наряд наличников. Наличники с другими орнаментами можно увидеть на зданиях по 2-й Бауманской улице, д. 11 и Ленинской. Есть дома и с более простым украшением наличников резьбой. В частности, это дома на Железнодорожной улице (дома 49 и 38). В последнем случае в доме скромной архитектуры, постройки начала прошлого века, сохранилось всего два наличника. Их нижняя часть украшена весьма скромной сквозной резьбой. Верхняя же часть одного наличника украшена резьбой с народным орнаментом, а другого – накладными плашками и полочкой, имитирующими каменную кладку. Этот пример наглядно показывает, насколько разнообразен резной декор деревянных домов Мытищ.
Следует сказать, что к началу предыдущего века в России появилось и стало быстро развиваться новое направление в архитектуре, получившее название «неоклассицизм». Это направление в своих художественных поисках широко применяло формы зодчества античности, Возрождения и русского классицизма. Зодчие неоклассицизма проектировали не только элитные особняки, банки, вокзалы, музеи, но и много работали в области рядового жилого строительства, в том числе и строительства дач.
На Железнодорожной улице до самого последнего времени сохранилось три дачи. Сведений о первом доме, расположенном близ станции Тайнинской, в нашей краеведческой литературе практически нет. А между тем это здание стоит того, чтобы его внимательнее рассмотреть.
Вход в здание оформлен колоннами с арками, поддерживающими фронтон – треугольное завершение фасада здания, образованное двумя скатами крыши. Поле фронтона – тимпан – украшено орнаментом в виде медальонов. К сожалению, мы не знаем, как первоначально этот дом выглядел. Если тогда пространство между колоннами не было застроено, то главный вход в здание представлял бы собой классический портик – выступающую часть здания, образуемую колоннами, несущими перекрытие, и завершающуюся фронтоном. Такой прием оформления главного входа типичен для классицизма. Еще одна особенность этого дома – наличие бельведера, надстройки в виде беседки над крышей. Впервые бельведеры стали устанавливать в наиболее богатых домах со второй половины XVIII века. Установленные над центром здания, обычно круглые в плане, они имели большое число оконных проемов для лучшего кругового обзора. Изредка бельведеры использовали и для чисто утилитарных целей – освещения. В Мытищах, пожалуй, это единственный пример такой постройки. Здесь надо сделать уточнение – такой тип строения в нашем городе был до недавнего времени. В прошлом году «дом с вышкой», как его называли местные жители, сгорел.
Большой художественной привлекательностью отличается и усадьба меховщика А.М. Михайлова, расположенная на Железнодорожной улице, д. 29. Главный парадный вход в дом отмечен четырехколонным портиком. Фасад дома украшает лоджия (ныне застроенная) с громадным полуциркульным (полукруглым) окном. К слову сказать, подобным портиком, но в упрощенной форме, было украшено ныне несуществующее здание старинной аптеки на Железнодорожной, д. 40. Дворовый фасад дома А.М. Михайлова, выходящий на Ульяновскую улицу, выполнен в скупых, строгих формах. На уровне 1 и 2 этажей сделаны пристройки-прирубы, крытые двускатной и четырехскатной кровлей, окна имеют простую прямоугольную форму. Совершенно по-другому выглядит дом с боковой части с громадными трехчастными итальянскими окнами. Первоначально здание имело фигурную полукруглую кровлю, придававшую строению нарядный вид.
Подобного типа крышу еще несколько лет назад можно было видеть в доме, расположенном на 2-й Бауманской улице.
Стилю неоклассицизма отвечал и парадный вход в усадьбу Репнёвых (ул. Железнодорожная, д. 55), выполненный в виде ротонды (к сожалению, ныне утраченной). Архитектура фасада этого деревянного строения воспроизводит формы каменного зодчества. Так, углы здания украшены рустом – выступающими прямоугольниками, имитирующими кладку из крупных камней. Перекрытие с фризом, украшенным колонками, завершалось куполом, также характерным для каменного строительства. Восточный фасад усадьбы, выходящий на Ульяновскую улицу, украшал балкон (не сохранился) в точности повторяющий конструкцию ротонды западного, парадного входа. Створы ворот и калитка крепились к массивным, прямоугольным в плане, столбам – пилонам – с фигурным навершием. Выполненные из дерева, оригинальной формы они свидетельствуют об удивительном мастерстве создавших их плотников. В ансамбль усадьбы Репнёвых входило еще одно, к сожалению, не сохранившееся, небольшое здание флигеля, которое старожилы почему-то называли «каретным сараем». Архитектура этого деревянного домика также воспроизводит некоторые формы каменного зодчества классицизма. Поле фронтона (тимпан) украшал орнамент в виде переплетающихся венков, углы здания были покрыты рустом – выступающими деревянными пластинами, имитирующими каменную кладку. В стене фасада размещалось большое трехчастное итальянское окно в обрамлении двух, имитирующих каменные, плоских колонн – лопаток, сделанных из досок! Верхняя часть этих лопаток была украшена вырезанными из дерева стилизованными под античность вазами.



Павел Власов

0
О некоторых памятниках архитектуры в Мытищах
О некоторых памятниках архитектуры в Мытищах

Обратная связь