На улице народного артиста

photo_19-40

Игорь Ильинский (1901–1987)

Актёр и режиссёр театра и кино, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, уроженец деревни Пирогово городского округа Мытищи. Один из великих комиков советского и мирового кино, неповторимый закройщик из Торжка, незабываемый Бывалов из «Волги-Волги» и потрясающий Кутузов из «Гусарской баллады». В честь Игоря Владимировича Ильинского назван астероид, открытый в 1981 году, и улица в деревне Пирогово, где он родился.

Пять лет назад, осенью 2017 года, состоялось заседание Совета депутатов городского округа Мытищи, и по результатам которого были утверждены названия улиц в проекте ЖК «Пироговская Ривьера». Предложение увековечить память всенародно любимого артиста поддержали единогласно. Тем более что история семьи Ильинских тесно связана со страницами истории Мытищинского края. Об этом рассказывает краевед Валентина БЛОХИНА в своей книге «Кирпичная империя в окрестностях Больших Мытищ».

Клуб интеллигенции в саду «Жасмин»

В конце XIX века промышленные предприятия России часто имели собственные театральные коллективы, составленные из группы людей, занимавшихся художественным творчеством для реализации своих духовных потребностей. Такие любительские кружки находились полностью или частично на финансовом и организационном попечении лиц, владевших заведениями, и существовали на пожертвования этих благотворителей. Имелся непрофессиональный театр и на мытищинском кирпичном заводе братьев Челноковых.

Филантропы Челноковы бесплатно предоставляли самодеятельному коллективу для репетиций и показов спектаклей строение со сценой, зрительным залом и фойе – фактически театр. На плане посёлка Мытищи второй половины ХIХ века, составленном со слов старожилов Ю.А. Князевым, это здание, предназначенное для зрелищных мероприятий, названо клубом интеллигенции. Располагалось оно в саду, названном позже «Жасмин», в нынешнем Челноковском парке.

По предположению директора Мытищинского историко-художественного музея, один из актёров труппы В.К. Ильинский мог быть отцом народного артиста СССР, трижды лауреата Сталинской премии Игоря Владимировича Ильинского, что и подтвердилось в дальнейшем.

Лекарь, рождённый для сцены

Звали отца будущей звезды комедии Советского Союза Владимиром Капитоновичем. У него и его жены Евгении Петровны 11 (24) июля 1901 года родился сын Игорь. Отцу в это время было около 38, матери – 27 лет, у неё это был второй брак. Семья жила в деревне Пирогово, в посёлке при фабрике Чернышёвых.

Получив в 1893 году медицинское образование лекаря, В.К. Ильинский стал служить в армии военным врачом. Но по какой-то причине демобилизовался и в 1895 году состоял городским санитарным врачом города Павловска Воронежской губернии – самого благоустроенного города губернии. Основные вехи жизненного пути отца Игоря Ильинского в справочниках довольно сильно разнятся. Не пренебрегая ни одним фактом, сделана попытка привести их к общему знаменателю.

С 1896 по (как минимум) 1902 год Владимир Капитонович работал фабричным врачом в селе Мытищи. Российский медицинский список, указавший на его работу в этом населённом пункте, по-видимому, не видел большой разницы между Мытищинской волостью и одноименным селом. Работая земским и фабричным зубным врачом (так в «Википедии». – Прим. автора), В.К. Ильинский увлекался живописью и игрой в любительском театре, в основном в комических амплуа. Без преувеличения – он блистал на театральных подмостках.

Владимир Капитонович довольно непродолжительно входил в состав драматического коллектива клуба интеллигенции в Мытищах. Уже в 1899 году при фабрике Чернышёвых в Пирогово Мытищинской волости открыли «Общество трезвости», в помещении которого устроили чайную и зрительный зал со сценой. Был создан драмкружок, и Владимир Капитонович сменил мытищинскую театральную площадку на пироговскую. Не исключено, что он успевал совмещать игру в обоих драматических коллективах.

По воспоминаниям родственников, примерно в 40 лет (1902 г.), забрав годовалого сына Игоря, он вместе с женой Евгенией Петровной и её дочкой Олей (1893 года рождения) от первого брака с Григорием Капитоновичем Галинским переехал в Москву. Российский медицинский список, выпускавшийся ежегодно в Российской империи, вразрез с этими сведениями утверждает, что Владимир Капитонович с 1896 по 1907 год служил фабричным врачом в селе Мытищи, а с 1908 по 1916 год работал вольнопрактикующим врачом в Москве, занимаясь зубоврачебной практикой.

Владимир Капитонович продолжал и в Москве выступать на самодеятельной сцене. Он был знаком с крупными актёрами московских театров и даже состоял с ними в дружбе. Его считали очень талантливым актёром-любителем, известным на всю Москву.

«Хорошо, Игорь, играешь, но до отца тебе далеко!»

Добрыми словами вспоминал о своем отце И.В. Ильинский в автобиографической книге «Сам о себе». «… В своей жизни он должен был бы быть художником. Должен был быть и имел на это большее право, чем я. А между тем всю жизнь провёл у зубоврачебного кресла. Изредка отрывался он от него для участия в любительском спектакле или, приняв на пять минут «горизонтальное положение» (по его выражению), порой срывался со своего диванчика и ехал писать.

Писать этюды было его основной страстью художника. Он забирал кисти и палитры, надевал крымскую войлочную шляпу и серую замызганную толстовку и уезжал на свободный денёк куда-нибудь в монастырскую гостиницу, в тишину, писать русскую природу, русские пейзажи. В изобразительном искусстве он доходил до профессионализма и даже выставлялся у передвижников и в «Мире искусства».

Кроме таланта живописца у него был и неоспоримый талант актёра. Ряд его знакомых, среди которых были и большие актёры (Остужев, Айдаров, Собинов, Рыжовы), удивлялись и даже возмущались, почему он не пошёл на сцену. Достаточно сказать, что один из его друзей, профессор Заседателев, посмотрев меня в роли Аркашки в мейерхольдовском «Лесе», сказал мне: «Хорошо, Игорь, играешь, но до отца тебе далеко!»

… Отец был известным актёром-любителем на комические роли. Он играл Аркашку, Расплюева, Кочкарёва и другие подобные роли. Он был очень маленького роста, с маленькой рыжеватой бородкой и усами, с лицом русского склада, но вместе с тем очень похож на Диккенса. Несмотря на маленький рост, он был пропорционально сложен и даже несколько комично изящен. Очень жаль, что он не стал актёром. Мне кажется, что он был бы очень большим мастером, вроде русского Чаплина».

Несомненно, увлечение Владимира Капитоновича сценой, его комическое амплуа и домашняя атмосфера оказали влияние на выбор сына, биография которого оказалась неразрывно связана с театром. 

0
Ярославское шоссе
Одна боль на двоих

Обратная связь