Первая частная и… истинно русская. К 160-летию открытия Московско-Троицкой железной дороги
30 августа (18 – по старому стилю) 1862 года произошло событие, оказавшее колоссальное влияние на историю нашего города: было открыто железнодорожное сообщение Москва – Сергиев Посад, одна из четырёх промежуточных станций располагалась в районе села Большие Мытищи. Транспортная доступность сильно повысила привлекательность территории для инвесторов, как в сфере промышленности, так и дачного строительства. Московско-Троицкую «чугунку» нередко называют первой по-настоящему русской железной дорогой, хотя в истории отечественного железнодорожного транспорта она далеко не первая. Дело в импортозамещении: нашу «чугунку» построили русские для русских, на собственные средства и на свой страх и риск.
Первая акционерная железная дорога от Москвы до Сергиева Посада, где находится место паломничества – Троице-Сергиева лавра, выстроена московскими купцами и промышленниками в 1860–1862 годах. Её протяжённость составила 65,7 вёрсты (70 километров). Каждый из членов правления акционерного общества, безусловно, внёс свой вклад в успех общего дела. Но хочется особо выделить двух интересных персонажей – это Фёдор Чижов и Иван Мамонтов.
Фёдор Васильевич Чижов – учёный, профессор МГУ, механик, литератор, ярый славянофил и патриот России. Он был другом Гоголя, Аксакова, Герцена. Именно профессору Чижову принадлежала идея прокладки железнодорожной магистрали от Москвы до Ярославля. Он стал инициатором устройства сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом посредством первой русской частной «образцово-показательной паровозной железной дороги» силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов, без участия иностранного капитала.
Дело в том, что с 1857 года строительство железных дорог почти монопольно велось Главным обществом российских железных дорог, решающая роль в котором принадлежала иностранным банкирам, а производство работ выполняли французские инженеры. «Французы просто грабили Россию, – считал Чижов. – Строили скверно вследствие незнания ни климата, ни почвы...» Он считал, что страна нуждается в действительных капиталах и дельных промышленниках, а не «в заезжих проходимцах, действующих с заднего крыльца, добывающих себе, пользуясь случаем и невежеством монополии, и вместо внесения капиталов поглощающих наши собственные средства».
Иван Фёдорович Мамонтов, предприниматель и московский потомственный почетный гражданин, стал главным вкладчиком акционерного общества: из 4 миллионов рублей, необходимых для постройки дороги, он дал 3 миллиона. Вместе с Фёдором Чижовым он в 1859 году учредил одну из первых частных акционерных компаний в России – «Общество Московско-Ярославской железной дороги». Надо отметить, что отец Саввы Ивановича Мамонтова, также сыгравшего весьма значительную роль в истории нашего города, при всей своей практичности и железной деловой хватке также был не чужд изящного. Увлекался новым движением любителей фотосъёмки, был учредителем «русской фотографии», а также большим любителем искусства.
Перед тем, как принимать решение о строительстве, статистики подсчитали, что на Ярославском шоссе проезжают более 150 тысяч человек и перевозится до 4 миллионов пудов клади в год. И это не считая примерно 500 тысяч паломников в Троице-Сергиеву лавру.
В мае 1860 года началось строительство участка дороги от Сергиева Посада, в котором участвовали более 6 тысяч рабочих. К открытию нашей «чугунки» у знаменитой немецкой фирмы «Борзиг» закупили первые восемь товаро-пассажирских паровозов и трёхосные пассажирские вагоны фирм «Пфлуг Лауэнштайн». Вагоны не имели тамбура, и пассажиры из торцевой двери выходили на открытую площадку с поручнями. Немецкие вагоны имели одинарную обшивку, и в суровом российском климате уже осенью в них было холодно. Позже их заменили на более удобные, отечественные.
22 июля 1862 года инженеры и строители совершили первый пробный выезд. Поезд состоял из паровоза и… платформы, на которой была поставлена просторная палатка. Всё прошло благополучно, приехав в Троицу, первопроходцы отправились в лавру и отслужили благодарственный молебен у раки с мощами преподобного Сергия.
18 августа торжественно открыли ежедневное движение от Москвы до Сергиева Посада. Одним из пассажиров первого поезда стал митрополит Филарет. В лавре он произнёс небольшую речь-напутствие: «Рекомендую железную дорогу. Сколько употреблено искусства, усилий и средств для того, чтобы вместо пяти ехать полтора часа».
Почти 418 тысяч пассажиров перевезла первая в России частная железная дорога в 1863 году: это был не просто успех, но триумф.
Станции
Сначала на линии существовало 6 станций: две конечные, две III класса (Пушкино и Хотьково) и три IV класса (Мытищи, Талицы). На каждой из промежуточных станций – Мытищи, Пушкино, Талицы (ныне Софрино) и Хотьково тогда соорудили типовые деревянные вокзалы на каменных фундаментах и под железными крышами, площадью порядка 200 квадратных метров.
Расписание
Поезда ходили из Москвы в 7 часов утра и в час пополудни, а из Сергиева Посада – в 10 утра и в 6 часов вечера. Подвижной состав Московско-Троицкой железной дороги состоял из 10 паровозов, 118 пассажирских вагонов, 15 вагонов багажных и 95 товарных платформ.
Экономика
Стоимость проезда от Москвы до Сергиева Посада была высокая. Так, билет первого класса стоил два рубля серебром, а третьего – 80 копеек. Несмотря на это, пассажиров на вновь построенной дороге было много, и затраты окупились: уже в 1865 году по Троицкой железной дороге было перевезено 456 тысяч пассажиров и 9,5 миллиона пудов грузов, прибыль составила 467 тысяч рублей. По свидетельству современников, дорога вышла образцовой «и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчетности управления».