Тайны Донской слободки

----2

Территорию между рекой Яузой и железнодорожными путями на границе Тайнинки и Перловки в документах и корреспонденциях именовали «Донская слободка». Слободкой (или слободой) обычно называли отдельно стоящее или пригородное поселение. Но изначально такое наименование присваивали населённому пункту, освобожденному от разного рода повинностей. В самом слове «слобода» слышится – «свобода». И это не просто созвучие. К примеру, жители деревни Заречная Слобода в Мытищинской волости были освобождены от некоторых налоговых сборов специальным распоряжением царя Алексея Михайловича. Но почему несколько домов, построенных в дачной местности близ Донской церкви, были названы «слободкой»? Попробуем в этом разобраться.

Официальное название местности – Донская слободка – было утверждено в 1915 году. Можно предположить, что жители (то есть дачники) близлежащих семи домов вместе с купцами Перловыми вложили свои средства в строительство Донской церкви, за что и получили льготы. А их дома на окраине дачного посёлка были объединены в отдельное поселение. По аналогии с названием известной железнодорожной платформы близ Сергиева Посада семи перловским хозяйствам логично было бы присвоить название «Семхоз», но местные власти предпочли – «Донская слободка».

Между прочим, это название бытовало и в советское время, когда в семи дачах Донской слободки разместился санаторий «Перловка». Тогда же дорогу вдоль дач, от Яузы до железнодорожного полотна, замостили булыжником, а через рельсы соорудили переезд. Он соединил Донскую слободку с Железнодорожной улицей Восточной Перловки, на которой стояло ещё несколько строений, отданных под лечебно-процедурные и хозяйственные нужды санатория. Через рельсы переезжали не только телеги и пролётки, но и автомобили.

Не исключено, что удобное в транспортном (логистическом) отношении расположение Донской слободки послужило тому, что здесь была расквартирована советская воинская часть. В самом конце 1930-х годов под её обустройство выделили несколько гектаров земли – от улицы Семашко до улицы Московской, ныне – Селезнёва. Санаторий к тому времени переехал из Перловки в другое место, и семь старых дач (по дореволюционной нумерации с № 26 по № 31 и № 43) пустовали.

Надо сказать, что 30-е годы прошлого века – время ускоренной подготовки к мировой войне, про неизбежность которой, как позднее напишет один из её участников, «знали чуть ли не все, к ней готовились, но разразилась она, тем не менее, внезапно». Именно в эти годы в Западной Тайнинке (тогда этот район назывался посёлок Пролетарий) создали аэроклуб ОСОАВИАХИМа, а обширное поле на другой стороне реки Яузы, на котором прежде выращивали картофель и свеклу, превратилось в аэродром. И вполне логично, что поблизости от этих военно-учебных объектов был расквартирован полк обеспечения связи авиации Рабоче-крестьянской Красной Армии – так тогда назывались вооруженные силы нашего государства. Штаб полка разместился в добротном двухэтажном доме – бывшей даче Александрова-Урусова.

Обосновавшиеся в Донской слободке связисты начали строить для себя полковой клуб, но не на территории воинской части, а «за забором», в Перловском парке, рядом с закрытой к тому времени Донской церковью. Сделали так намеренно, чтобы на танцы к военным могли приходить и местные красавицы, большая часть которых тогда состояла из студенток Московского кооперативного техникума, незадолго перед тем разместившегося в Перловке. Но тут совершенно неожиданно для всех – и военных, и гражданских – грянула война! В 1941 году связисты ушли на фронт, а студентки уехали из Перловки. Тогда же территорию воинской части оборудовали под эвакуационный госпиталь, в котором лечились поступавшие с передовой раненые. Одно из отделений госпиталя размещалось в недостроенном здании клуба. Сведений о том, где хоронили умерших в госпитале бойцов и командиров Красной Армии, мы не имеем, но можно предположить, что захоронения производились в Перловском парке на территории закрытого к тому времени Донского кладбища.

После окончания войны было принято решение достроить здание клуба. К этому времени недалеко от стройки, рядом с закрытой Донской церковью, местные власти выделили несколько участков земли под индивидуальное строительство для группы генералов – участников Великой Отечественной войны (В.М. Говядкин, В.Ф. Зотов, Г.Н. Яковлев, А.Ф. Хренов, А.Я. Калягин). Так старая Донская слободка приросла новыми домами, но в «Генеральскую» (или «Военную») слободку её не переименовали. Возможно, высокопоставленные новопоселенцы и повлияли на то, чтобы достраиваемый офицерский клуб перепрофилировали в гражданский объект – кинотеатр. Как известно, кинематограф – самое важное и наиболее массовое (со слов В.И. Ленина) искусство.

Торжественное открытие храма искусств, а именно в таком архитектурном стиле было построено здание кинотеатра, состоялось в 1952 году. Проходившие через белоснежную колоннаду в просмотровый кинозал зрители, подняв вверх голову, могли видеть на лепном украшении над входом эту историческую для Донской слободки дату. Вообще по своим внушительным размерам и необычной для дачной местности архитектуре данное сооружение напоминало одно из восьми чудес света – древнегреческий Парфенон на Афинском Акрополе.

Лично мне кинотеатр, первоначально звавшийся просто Перловским, а затем получивший и своё персональное имя «Юность», запомнился на всю жизнь. В нём местные жители приобщались к синематографу, можно сказать, в его первозданном, то есть классическом варианте. Не забуду потрясение, которое в 1972 году произвёл на меня, 11-летнего подростка, фильм «А зори здесь тихие». Запомнилась и казавшаяся бесконечной, двигавшаяся по направлению к кинотеатру колонна людей всех возрастов. Возможно, так же в своё время советские граждане шли на «Чапаева», но во времена, когда на экраны вышел фильм братьев Васильевых, перловского кинотеатра «Юность» ещё не существовало даже в проекте.

К великому сожалению всех местных жителей, век «Юности» был кратким. Спустя всего лишь 50 лет после того, как кинотеатр впервые открыл свои двери, он сгорел. Как принято говорить в подобных случаях, при невыясненных обстоятельствах. А жаль, ведь исчезло здание, которое считалось местной достопримечательностью.

Не знаю, но почему-то в этой связи на память приходит строка из песни, исполненной в своё время певцом и композитором Александром Градским: «Ничто на земле не проходит бесследно, и юность ушедшая – всё же бессмертна».

Сергей Ветлин,

заведующий сектором краеведения МАУК «БИЦ»

(Окончание в следующем номере) 

0
Поддержите фильм мытищинского кинодокументалиста!
Тайны Донской слободки

Обратная связь