20211230-133600

Редакция по согласованию с автором начинает публикацию глав, не вошедших в книгу Сергея Ветлина «Мытищи-дачные. Перловка и ее ближние окрестности» (Мытищи, 2021 г.).

__________________________________________________________

То, что на границе двух дачных поселков – Перловка и Тайнинка (по левую сторону от железной дороги из Москвы) находится заросшая молодым лесом территория, на которой когда-то была расквартирована воинская часть, знают многие мытищинцы. Некоторые искатели приключений даже устраивают экскурсии по давно заброшенным и полуразвалившимся строениям. Особенно отчаянные проникают в подземные помещения, где, видимо, надеются встретить тени прошлого. Помните, у Карамзина: «И тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами». Впрочем, если не знать, что в этих местах было раньше, какие события происходили, что за люди здесь обитали, то, конечно же, никаких картин минувшей действительности представить невозможно. Вот и называют местные экскурсоводы-экстремалы эту неизвестную для них землю не иначе как «заброшкой». Как будто бы и рассказать о ней совсем нечего. Но это не так. Места эти хранят свои тайны, о которых и пойдет здесь речь.

Во второй половине XIX столетия купцы Перловы построили в Мытищинской волости небольшой дачный поселок. Южную часть территории поселка, которая нынче граничит с Перловским парком, занимали дома, объединенные в отдельно стоящую слободку. По недавно обнаруженному в архиве плану 1884–1885 годов в нее входили семь домов – от реки Яузы до железнодорожного полотна, по общей нумерации перловских дач – с 26-й по 31-ю. Примыкавший к железной дороге участок числился под № 43. Несколько позже, в 1912 году, между 29-м и 30-м участками будет проложена дорога, ныне улица Семашко, а до революции называвшаяся Удельной. Между прочим, дорога эта прошла по трассе второй очереди Московского Мытищинского водопровода, сооруженного по проекту инженера А.И. Дельвига в середине XIX века.

Таким образом, между улицей Семашко и железной дорогой оказалось три дачи (№ 30, 31 и 43). В 1909 году Удельное ведомство выкупило у Перловых их дачный поселок. Затем началась распродажа строений, и дачу на участке № 30 приобрел московский купец С.А. Александров. Однако дом этот ему по каким-то причинам не пришелся по вкусу, и уже вскоре он переехал в другой дом, стоявший по той же линии, но не у дороги, а на высоком берегу реки Яузы (по плану – участок № 26).

Интересно, что в том месте под землей проходила кирпичная галерея первой очереди Московского Мытищинского водопровода, построенного по указу императрицы Екатерины II. Уже тогда галерея считалась памятником инженерной мысли, и по условиям контракта хозяин участка не мог ее разрушить или пустить на строительный материал. В наши дни над старинным водоводом проложены пешеходная и велодорожки, и мытищинцы, гуляющие по набережной Яузы, и не подозревают, что находится у них под ногами.

Московский купец Сергей Андреевич Александров интересен нам тем, что именно он выступил с инициативой о присвоении названия территории, на которой стоял ряд из семи домов. Точнее, местность эта ранее имела свое неофициальное название – Кошачья слободка. Однако предприимчивому купцу оно почему-то не понравилось. Как написано в его «покорнейшем ходатайстве»: «Выражение «Кошачья» совершенно не подходит к такому чудному уголку нашей Перловки». Взамен «Кошачьей» не страдавший, видимо, излишней скромностью купец предлагал присвоить этой местности свое фамильное имя, назвав ее Александровской слободкой.

Местные власти, рассмотрев ходатайство, не пошли навстречу честолюбивым замыслам купца Александрова и предложили впредь именовать этот район дачной Перловки Донской слободкой. Мотивировали они это тем, что поблизости находится Донская церковь, выстроенная на собственные средства купцами Перловыми. Так и было сделано, впрочем, название «Донская слободка» не закрепилось за данной местностью по причине начавшихся уже в советское время гонений на религию. Донскую церковь в 1930-е годы закрыли, здание перепрофилировали под общежитие, и прежнее имя этой слободки вскоре забылось.

Сам купец Александров тоже недолго наслаждался тихой дачной жизнью на берегу реки Яузы. О его судьбе в годы советской власти нам ничего не известно. Так же, как неизвестна судьба некоего зарайского мещанина Ивана Дмитриевича Урусова, который и приобрел в свое время у Александрова большой двухэтажный бревенчатый дом на участке под № 30. Именно эта зимняя (то есть теплая, с отоплением) дача, которую Урусов купил за 9 тысяч рублей (имеется архивный документ), каким-то чудом сохранилась до наших дней на той самой ныне заброшенной территории, которая прежде называлась Кошачьей, а затем – Донской слободкой. Сохранилась, правда, не в первозданном виде, однако еще лет пять назад в ней могли бы проживать люди. Фотография 2013 года, сделанная автором, передает нам всю прелесть этого старинного строения, которое вполне могло бы стать объектом исторического наследия. Но об этом доме более подробно мы расскажем чуть позже. А сейчас вернемся к истории места.

Революционный 1917 год многое изменил в бывшей тихой дачной местности. Прежние хозяева дач, кто добровольно, а кто и в принудительном порядке, массово отказывались от прав на свою перловскую недвижимость. Начинался новый период истории этой местности. Его вполне логично назвать «санаторным», так как все семь национализированных домов Донской слободки советская власть отдала под нужды «Перловской здравницы». Это санаторно-лечебное учреждение, как написано в учредительных документах «для предтуберкулезных больных», было создано по инициативе народного комиссара здравоохранения Николая Александровича Семашко. Тогда же по решению местных властей улицу Удельную переименовали в улицу «имени товарища Семашко», а интересующее нас строение – бывшую дачу Александрова-Урусова – перепрофилировали под административный корпус «Перловской здравницы». Здесь находились канцелярия, отдел кадров и руководящий состав.

Архивный документ за 1924 год донес до нас фамилию заведующего этим медучреждением – «К. Андреев». Причем в другом документе Андреев просит выделить для (особо подчеркнуто) «показательного санатория» дополнительную территорию на берегу реки Яузы «под парк для больных» – место, ныне занимаемое Федеральным научным центром гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана и Управлением Роспотребнадзора по Московской области.

Сергей Ветлин,

заведующий сектором краеведения МАУК «БИЦ»

(Продолжение в следующем номере)