Леонидовка. Тайна имени – история семьи

213553749_5827894287251747_1484256294869519606_n---

Летом 1916 года обычный и ничем не примечательный инженер-технолог Евгений Леонидович Полин подал прошение с просьбой присвоить дачному посёлку близ станции Мытищи название Татьяновка. Правда, как-то постеснялся главный герой нашего очерка сказать чиновникам Удельного ведомства, что называет он Татьяновку по имени своей горячо любимой дочери. Зря постеснялся, так как спустя короткое время на его запрос пришёл ответ, поставивший Евгения Леонидовича в ещё более трудное положение. Уполномоченные на то чиновники сообщили ему волю «вышнего начальства» о том, что не следует связывать название дачного посёлка «с именами Особ Императорской фамилии». А посему дозволялось назвать, как сказано в архивном документе, «по выбору самих обывателей».

Отцы и деды

Так появилось два варианта названия, которые были зафиксированы в заголовке архивного дела за № 11227 «О разрешении жителям удельных дачных посёлков, расположенных по Щёлковской ветке Северной ж.д. назвать их поселок Леонидовка или Женино». Но как простому инженеру могла прийти в голову дерзкая мысль назвать именем члена своей семьи населённый пункт, принадлежащий Удельному ведомству? Чтобы ответить на этот вопрос, следует ближе познакомиться с нашим главным героем.

После окончания Рижского политехнического института, где он был ассистентом у известного профессора и учёного П.И. Вальдена, Евгений Полин устраивается на службу к американскому бизнесмену Томасу Пурде. Этот американец незадолго до этого выкупил недостроенное предприятие в подмосковных Люберцах. Как напишет Е.Л. Полин в своей «Автобиографии» 1922 года, «выполнив дипломную работу по составлению проекта Мартеновской печи, я в 1901 году поступил на Люберецкий тормозной и механический завод, где заведовал в течение пяти лет литейным цехом и был помощником директора завода».

Здесь Евгений Леонидович, возможно, сознательно (не забудем, что свою «Автобиографию» он писал уже в советские времена) не указал одну важную деталь. Люберецкий завод, куда поступил на работу Полин, с 1902 года назывался «Нью-Йорк». Он действительно выпускал тормоза к железнодорожным вагонам и, скорее всего, на этом заводе Евгений Леонидович и познакомился со своим будущим тестем Трифоном Михайловичем Перевозниковым. Являясь директором Брянского паровозостроительного завода, Перевозников по делам службы часто бывал не только в Мытищах, но и в Люберцах.

Здесь же, недалеко, в посёлке Томилино, Трифон Михайлович снимал дачу. Дачный посёлок Томилино близ станции Люберцы был основан в 1894 году, примерно в одно время с дачным посёлком близ станции Мытищи. Кстати сказать, назван он был по имени фактического основателя посёлка, члена Правления Акционерной компании Московско-Рязанской железной дороги К.Н. Томилина, с которым был близко знаком Т.М. Перевозников. Фотографии, запечатлевшие семьи Полиных и Перевозниковых на отдыхе в Томилино, были сделаны в годы работы Евгения Леонидовича на люберецком заводе «Нью-Йорк».

В эти же годы Полин женился на старшей дочери Трифона Михайловича. Симпатичная и, судя по сохранившейся фотографии, артистичная Мария Трифоновна родилась в 1882 году и была младше Евгения Леонидовича на девять лет. Совпавшая по времени со свадьбой история с присвоением названия дачному посёлку Томилино наверняка запала в душу честолюбивому молодому инженеру, и он лишь ждал подходящего случая дать своё имя какому-нибудь новому населённому пункту.

Но это произойдёт чуть позже. Пока же Е.Л. Полин набирается практического опыта, в том числе и в иностранных компаниях. В 1906 году Евгений Леонидович перейдет на службу в английское Акционерное общество Вестингауза, руководство которого, как он собственноручно напишет в «Автобиографии», «командировало меня за границу на свои заводы в Англии, Франции, Германии и Австрии для ознакомления с новыми изобретениями, где я особенное внимание обращал на постановку литейного дела».

Карьера Евгения Полина между тем развивалась стремительно. Впрочем, развивалась она параллельно со стремительной карьерой его тестя. С конца 1890-х годов Т.М. Перевозников входит в Правление Акционерного общества по постройке Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, одновременно продолжая возглавлять Брянский паровозостроительный завод, куда в 1910 году переходит на службу его зять. Под патронажем тестя Евгений Полин становится членом Правления и одновременно уполномоченным Правления Брянского завода в Москве. В этих должностях он проработает вплоть до самой Октябрьской революции 1917 года.

Чтобы более не возвращаться к послужному списку нашего главного героя, отметим, что называется, через запятую, что в своей «Автобиографии» он укажет работу на заводе братьев Бари, Кирпичном заводе Шатурской станции, Народном комиссариате Рабоче-крестьянской инспекции, а также в Народном комиссариате путей сообщения и Главном управлении металлической промышленности ВСНХ СССР. Более чем солидный послужной список, причём востребованным Е.Л. Полин был как до революции, так и в первое десятилетие советской власти.

Тесть Полина Т.М. Перевозников, как опытный специалист своего дела, также востребован советской властью в первые годы новой экономической политики (НЭП). Документы свидетельствуют, что в 1918 году он входит в комиссию по достройке в Москве нового здания Киевского вокзала. По некоторым косвенным данным можно предположить, что достаточно успешной карьере Е.Л. Полина и Т.М. Перевозникова в эти годы мог посодействовать видный функционер большевистской партии Л.Б. Красин, также имевший диплом инженера-технолога и служивший до революции по железнодорожному ведомству.

Интересно, что в годы НЭПа в доме в Малом Харитоньевском переулке, где тогда проживал Е.Л. Полин, снимал квартиру и крупный русский экономист А.В. Чаянов, с которым Полин был наверняка знаком. Так что круг знакомств и круг общения Евгения Леонидовича и Трифона Михайловича был весьма обширен и, кроме того, каждый из них был профессионалом высшей пробы, что, естественно, ценится при любом политическом строе.

Сергей Ветлин

(Продолжение следует)

0
Завтра, 20 июля, мусульманский праздник Курбан Бай...
Картины кубинского художника выставлены на продажу

Обратная связь